Воспоминания наших выпускников. 06.10.2020

О родной школе, любимых учителях, об истории школы в истории своей семьи...
Алехина Юлия, выпуск 2012 года.

Моя мама была в числе первых первоклассников, пришедших в новую школу № 597 в 1970 году. В этом же году в 4 класс пошла моя тетя. Мама всегда вспоминает школу с улыбкой, говорит, что в школе всегда было интересно и весело.
В 1997 году в нашу школу пошла моя сестра Рита. Из школьной жизни ей больше всего запомнились экскурсии с их классным руководителем Барсуковой Людмилой Сергеевной. Когда Рита училась, в нашей школе впервые прошел День ученика и фестиваль "Школьная звезда". Рита закончила школу с серебряной медалью в 2008 году.
В 2001 году я тоже стала ученицей 597-й школы. Нашим классным руководителем была Мишакова Елена Михайловна, которая буквально стала для нас "второй мамой".
Многие из учителей, учивших мою маму и сестру, учили и меня. В школе у меня появились самые верные друзья, которые останутся на всю жизнь.

Алышев Иван, выпуск 2011 года (9 кл.)

В нашей семье со школой №597 связано очень много воспоминаний, ведь в ней учились практически все члены моей семьи: и мама, и сестра, и я.
Моя мама, Анисимова Мария, пришла в школу с первых дней ее существования - 1 сентября 1970 года - в третий класс только что отстроенной, пахнущей свежей краской школы. Директором школы в то время был Супоницкий Борис Михайлович, а завучем начальной школы - Липлавская Виктория Соломоновна. Мама говорит, что в нашей школе всегда работали великолепные учителя, настоящие профессионалы своего дела. Некоторые педагоги, которых помнит моя мама, проработали в школе очень много лет. Это Валентина Васильевна Голубева, Виктория Соломоновна Липлавская, Галина Николаевна Олеандр, Людмила Сергеевна Барсукова, Валентина Алексеевна Федоринова.
Мама окончила школу в 1978 году. Благодаря высокому профессионализму и умению педагогов школы привить ребятам интерес к учебе, мамин выпуск был очень сильным: практически все ученики ее класса получили высшее образование и сумели найти свою нишу в самостоятельной жизни.
Со многими своими одноклассниками мама общается и по сей день. Я всегда с интересом слушаю, с какой теплотой они вспоминают свои школьные годы, любимых учителей, а так же разные курьезные случаи из школьной жизни. Например, как они случайно разбили огромный термометр в кабинете физики, как в конце выпускного класса у них пропал журнал, и до сих пор никто так и не узнал, кто же его стащил…
Шли годы и вот уже мамины одноклассники привели своих детей в первый класс в нашу школу не только потому, что она расположена рядом с домом, просто они доверяли учителям, которых сами знали и помнили. Моя сестра Катя в 1997 году тоже отправилась учиться в школу № 597. Ее первой учительницей была Щедрина Вера Петровна, с которой она до сих пор общается.
Катя закончила в нашей школе 9 классов на одни пятерки. Сестра считает, что именно любимые учителя сыграли важную роль в выборе ее будущей профессии и вообще жизненных ценностей.
Она всегда очень любила историю и обществознание, которые вела Некрасова Нина Ефимовна. Катя часто рассказывала дома, как интересно проходят ее уроки, какие творческие работы они выполняют. Нина Ефимовна никогда не навязывала ребятам свою точку зрения, развивала их собственное мышление, прививала интерес к общественной жизни, давала каждому ученику право высказать свое мнение по проблемному вопросу.
Еще сестра очень благодарна учителю русского языка и литературы Барсуковой Людмиле Сергеевне, уроки которой она просто обожала. Особенно Кате нравились уроки литературы, проходящие в форме "моноконцертов", когда ученики имели возможность ярко представить себе тех литературных героев, чьи портреты они разбирали на уроках.
Тот багаж знаний, который передала ребятам Людмила Сергеевна, те уроки, как по русскому языку и литературе, так и уроки жизненные, - все это помогло ребятам преодолеть многие трудности в жизни, успешно сдать вступительные экзамены в институт. Особенно тепло сестра вспоминает все внеклассные мероприятия.
Моя жизнь в школе тоже была насыщена яркими событиями. Здесь всегда было очень интересно и помимо учебы. Наш завуч по воспитательной работе Мишакова Елена Михайловна организует огромное количество мероприятий, в которых с удовольствием участвует практически вся школа от ученика до учителя.
В заключении хочется отметить, что школа № 597 за свою более чем сорокалетнюю историю заслужила репутацию учебного заведения, дающего высокий уровень знаний, в котором работают хорошие учителя - профессионалы с многолетним опытом. Именно в школе у меня появились настоящие друзья, с которыми невозможно расстаться. Я рад, что могу по праву гордиться нашей 597-й школой!

Гришин Александр, выпуск 2012 года.

В школе № 597 учились несколько поколений нашей семьи. Школа была открыта в 1970 году, а 1 сентября 1971 года в первый класс школы пошел мой дядя Мишаков Андрей Михайлович. Его первой учительницей была Чернышева Валентина Николаевна, к которой в 1977 году пришла учиться моя мама Мишакова Елена Михайловна.
Мама проучилась в школе 10 лет. Она принимала активное участие в постановках школьного театра. Хорошо запомнились маме школьные праздники: на Новый год всегда была «Елка», на 23 февраля – «Смотр строя и песни», на 9 мая – возложение цветов в Грачевском парке. В те годы все ребята принимали активное участие в работе пионерской и комсомольской организаций, шефствовали над младшими классами.
В четвертом классе маминой классной руководительницей стала учительница немецкого языка Малкина Эмма Вениаминовна, которая запомнилась маме как очень мягкий и тактичный человек. Очень любили в классе учителя математики Юмашеву Галину Петровну – удивительную женщину и отличного педагога. В старшей школе мамин класс ездил на необычную прогулку с учительницей литературы Тараненко Татьяной Борисовной: на первой электричке метро ранним осенним утром они отправились на Арбат, гуляли, вспоминали стихи Марины Цветаевой, пили кофе в только что открывшемся кафе.
Школу моя мама окончила в 1987 году, но из школы надолго не ушла. Теперь она работает в нашей школе учителем начальной школы и заместителем директора по воспитательной работе. 1 сентября 2014 года исполнилось 25 лет с начала ее трудовой деятельности.
С 1990 по 2001 год в школе училась моя двоюродная сестра Мишакова Мария Андреевна. Сначала - у Литвиновой Елены Юрьевны в начальной школе, затем у Кандарии Ларисы Николаевны в средних и старших классах. С 1993 по 2004 год в школе учился мой двоюродный брат Мишаков Михаил Андреевич. Он начал учиться у Юриной Марины Алексеевны, а заканчивал 11 класс у Шишкиной Галины Николаевны. Я, Гришин Александр, с раннего детства приходил с мамой в нашу школу, знал всех учителей, был частым зрителем на школьных праздниках. И вот, 1 сентября 2001 года я тоже стал первоклассником. В начальной школе моей учительницей была Щедрина Вера Петровна.
В нашей школе много традиций, поэтому в ней не только интересно учиться, но и есть, где применить свои способности. Школа № 597 воспитала несколько поколений моей семьи. Можно сказать, что в нашей школе у нас сложилась целая семейная династия. Я люблю свою школу и желаю ей процветания.

Давыдова Анна, выпуск 1992 года.

Школьные годы… Прошло уже немало лет с тех пор, как я ступила на порог школы № 597, и вот здесь уже учится моя дочка. 01 сентября 1982 года, 1 класс «Б». Построение классов проходило на площадке перед входом в школу, также как и сейчас. Торжественная часть началась с речи директора школы Кочетковой Светланы Васильевны. А потом мы – первоклассники за руку со старшеклассниками прошли в актовый зал, в котором присутствовали наши родители, бабушки, дедушки. Еще когда мы с мамой пришли записываться в школу, было решено, что я 1-ого сентября буду читать стихотворение в актовом зале. Его я сейчас, к сожалению, не помню, но ощущение торжественности момента и гордости, что на тебя смотрят ребята, учителя, директор и все родители я помню до сих пор…
В воспоминаниях остались уроки, дежурства по школе, линейки, праздники, а главное, наши УЧИТЕЛЯ! Мою первую учительницу звали Муравьева Ирина Григорьевна. Спасибо ей огромное, ведь именно она заложила в нас желание учиться. Читать, считать, стремиться быть лучшими - всему этому мы научились благодаря ей. Огромное спасибо хочется также сказать всем учителям старших классов (к сожалению, некоторые из них уже не работают в школе). Вы дали нам знания, были нашей опорой в школьной жизни и стали близкими людьми за эти быстро пролетевшие 10 лет! ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!
До сих пор вспоминается, как мы всем классом ходили по пушкинским местам Москвы и встречали рассвет в центре Москвы вместе с учительницей по русскому языку и литературе Тараненко Татьяной Борисовной, ходили в походы с нашим классным руководителем Дубицким Евгением Евгеньевичем. С теплотой вспоминаю уроки химии с Валентиной Алексеевной Федориновой, английского языка - с Лихачевой Ириной Васильевной, русский язык и литературу - с Ириной Васильевной Лариной, физику - с Зайцевой Еленой Вениаминовной. Огромное спасибо, что воспитали в нас личностей, дали знания и открыли нам дорогу в будущее. Низкий вам всем поклон!!!
О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Я окончила школу в 1992 году. Получила серебряную медаль. Теперь показываю дочке, которая тоже обещает получить медаль по окончании нашей 597-ой школы.

Демина Ольга, выпуск 1995 года.

Мой брат Виталий Демин закончил школу № 597 в 1989 году. Он до сих пор помнит имена любимых учителей: Дойникова Светлана Геннадьевна – учитель начальной школы, Ривес Михаил Юрьевич – учитель физики, Олеандр Галина Николаевна – учитель английского языка, Цейсновская Хава Алиевна – учитель истории, Тараненко Татьяна Борисовна – учитель русского языка и литературы, Трахтенгерц Инна Львовна – учитель биологии…
Школьные годы мои, Деминой Ольги и моего мужа, Маслова Александра, тоже прошли в стенах 597-й школы. Здесь всегда было интересно. Мы с удовольствием ходили в театральную студию, где с большим увлечением с нами занимался ее руководитель Шибаев Вадим Леонардович.
Баулина Евгения Ивановна – учитель труда – как «мама» учила девчонок печь разнообразные печенья и делать торты. До сих пор у меня сохранился блокнот с ее «вкусными» рецептами, листая который, замечаешь, как становится тепло на душе.
Не забыть нашего классного руководителя Лихачеву Ирину Васильевну. Она знала про нас все, старалась прийти на помощь в нужный момент. До сих пор я созваниваюсь с ней по телефону, поздравляю с праздниками. Ирина Васильевна и сейчас, спустя много лет, знает, как живут ее бывшие ученики!
С радостью вспоминаются уроки физкультуры с неутомимой Минкиной Антониной Владимировной. С ней мы и сейчас общаемся, как родные.
Есть у нас в школе учителя, у которых учились и мой брат, и мой муж, и я. Это, конечно же, учитель географии Евгений Евгеньевич Дубицкий («Жень-Женич» - так мы его звали) и учитель химии Федоринова Валентина Алексеевна. Говорят, что люди, долгое время общающиеся и работающие с детьми, не стареют, - это про них!
Учитель русского языка и литературы, работавшая в школе завучем, Липлавская Виктория Соломоновна, - без нее невозможно представить нашу школу. Ее хорошо помнят все ученики нашей семьи: всегда добрая, приветливая, с улыбкой. И мы очень рады, что русский язык в классе, где учится наш сын, преподает именно она.
Идут годы, теперь уже наши дети: дочь брата Катя Демина и наш сын Саша Маслов с гордостью произносят: «Моя школа 597», а мы с теплотой и надеждой говорим, что школа 597 – это школа, где учатся наши дети!
Первой учительницей моего сына стала Мишакова Елена Михайловна. Все мы – и дети, и родители, были просто влюблены в этого замечательного педагога, человека неиссякаемой энергии, мудрости и душевной теплоты. Благодаря ей наши дети не просто получили прекрасные знания на школьных уроках, но и стали дружной семьей. Такая интересная и насыщенная стала их школьная жизнь, столько нового узнали о Подмосковье, сколько праздников и концертов было – не сосчитать!
Двадцать лет назад мы даже и не слышали о компьютерах, а теперь в школе есть и компьютерные классы и интерактивные доски. С годами наша школа молодеет, недаром ее называют «школой будущего»!

Зверева Екатерина, выпуск 2012 года.

Мой папа, Зверев Александр, учился в 597-й школе с 1973 по 1981 год. Школа была практически новая. Деревья вокруг нее были совсем маленькие. Вся школа буквально «держалась на плечах» ее директора – Супоницкого Бориса Михайловича, который каждый день встречал детей у входной двери школы. Он преподавал историю. На его уроках было очень интересно, ребята спорили и дискутировали на разные исторические темы. При нем наша школа «гремела» на весь Ленинградский район города Москвы.
Впервые папа пришел в школу в 3 «Г» класс, его учительницей была Чернышева Валентина Николаевна. Она была требовательной, но справедливой учительницей. Дети ее очень любили.
В то время ребята ходили в школу в школьной форме: у мальчиков были синие костюмы с серебряными пуговицами. Девочки носили коричневые платья и меняли фартуки: черный – повседневный, белый – когда была нужна парадная форма.
Пионеры каждый день носили красный пионерский галстук и пионерский значок. А комсомольцы носили комсомольский значок с изображением портрета В.И. Ленина и надписью «ВЛКСМ».
В 1978 году школьниками был организован вокально-инструментальный ансамбль «Мцыри», в который входили: Кибкало Сережа (соло-гитара), Серов Алеша (бас-гитара), Панферов Володя (ритм-гитара), Зверев Саша (барабаны). Ансамбль выступал на классных вечерах, ребята играли музыку 70-80-х годов.
Любимым учителем моего папы был Залужский Василий Павлович, который преподавал рисование и черчение. Знания чертежных навыков очень помогло папе во время учебы на конструкторском факультете в МАИ. С теплотой и любовью папа вспоминает Липлавскую Викторию Соломоновну, папин класс помогал ей в то время организовывать различные школьные мероприятия.
Учительница по химии – Федоринова Валентина Алексеевна научила их брать колбы и склянки этикеткой внутрь ладони, различать жесткую и мягкую воду, - это запомнилось на всю жизнь. Папа до сих пор помнит, что такое бензольное кольцо!
К сожалению, многих учителей, которые учили моего папу, нет в живых. Многие ребята, кто учился тогда в школе, остались жить в нашем районе. Поэтому получилось, что дети учеников бывшего 10 Б класса - выпускники 1981 года - учились вместе со мной. Это я – Катя Зверева, Никита Спиридонов (его папа – Спиридонов Игорь) и Ваня Ястребов (его мама – Надежда Максюкова). Традиции продолжаются…

Ильин Александр, выпуск 2011 года.

Школа № 597 – наша «семейная школа». В ней учились и закончили ее моя мама, тетя, сестра, двоюродная сестра.
В нашей семье есть хорошая традиция – не только заканчивать 597-ю школу, но и работать в ней!
В 1977 году нашу школу закончила моя мама Ильина (Дудник) Елена Геннадьевна, а в 2005 году она пришла в родную школу на работу и с тех пор преподает физику, была заместителем директора по социальной работе.
Моя бабушка Дудник Нина Петровна тоже работает в нашей школе. Она – педагог дополнительного образования, ведет кружок бисероплетения. Работы ее учеников неоднократно занимали призовые места на окружных и городских конкурсах.
Я надеюсь, что наша семейная традиция продолжится, и мы тоже приведем в нашу родную школу своих детей.

Киселев Алексей, выпуск 2012 года.

Моя мама пришла в школу № 597 в шестой класс в 1974 году, после переезда на новую квартиру. Она попала в очень хороший класс, где сразу же нашла себе подруг, с которыми до сих пор иногда встречается.
Мама до сих пор помнит всех своих учителей и может без запинки назвать их имена и фамилии. Классным руководителем мамы была учительница английского языка Олеандр Галина Николаевна, о которой мама всегда вспоминает с доброй улыбкой.
Самым любимым учителем мамы была учительница русского языка и литературы Путятина Татьяна Петровна. Именно она привила маме на всю жизнь любовь к книгам и чтению. Так же среди любимых учителей мама вспоминает учителя физкультуры Леонида Георгиевича Паркова – ветерана Великой Отечественной войны.
Окончила мама школу в 1979 году. Мама всегда очень радуется, когда мы ходим на выборы, так как это дает возможность побывать в любимой школе.
Мой любимый учитель – Жорниченко Валентина Ивановна, которая привила любовь к английскому языку.
Надеюсь, что в будущем мои дети тоже будут ходить в нашу школу. И, может быть, когда-нибудь они напишут о том, что их папа и бабушка учились в 597-й школе.

Лукьянова Ольга, выпуск 1989 года.

Хочу вспомнить свою любимую учительницу – Баулину Евгению Ивановну.
В годы моей учебы в нашей школе, уроки труда проводились в двух разных кабинетах – мальчики занимались в столярной мастерской, а девочки изучали домоводство в кабинете труда, который в нашей школе был расположен на первом этаже, как раз по дороге в столовую. Этот кабинет привлекал меня еще в начальной школе – очень уж необычный: здесь школьная доска соседствовала со шкафчиками с красивой посудой, парт не было, а у входа были видны кухонные плиты и раковины.
Конечно, многим девочкам хотелось поскорее подрасти, чтобы наконец попасть в этот необычный кабинет.
И вот это время настало: новый учебный год принес нам приятный сюрприз – в класс вошла красиво одетая, стройная, приветливая женщина и представилась: учитель труда Евгения Ивановна Баулина. С этого момента «Труд» стал любимым предметом большинства девчонок нашего класса.
Скажу сразу, Евгения Ивановна была очень требовательной, но в тоже время на ее уроках было так интересно, а сама Евгения Ивановна была таким душевным человеком, что мы с подружками часто в свободное время после уроков приходили в кабинет труда. Главное, чему учила нас Евгения Ивановна, что в домоводстве нет ничего не важного, что все должно быть чисто, аккуратно и красиво. Она всегда давала нам возможность выбирать, никогда не «навязывала», а лишь незаметно направляла.
Нам очень понравилось самим готовить еду, сервировать стол. В то время в нашей школе была традиция – ко дню учителя устраивали чаепитие для учителей, на которое подавали выпечку, приготовленную девочками на уроках труда. И мы искали рецепты, соревновались между собой, стараясь приготовить самое вкусное блюдо для любимых учителей.
Кстати еще одна школьная традиция того времени – это работа мальчиков в столярной мастерской, где они под руководством учителя труда Максимова Константина Ивановича ремонтировали школьные парты и стулья.
Первые уроки по шитью девочки ждали с некоторым страхом: казалось, что освоить ножные швейные машинки будет очень сложно. Сначала мы учились строчить по бумаге в клеточку без ниток, а после, «запоров» массу уже настоящих швов, мы примерно через месяц не только освоили их, но даже «вошли во вкус».
Когда мы шили свое первое изделие (всего лишь ночную рубашку) Евгения Ивановна сразу же дала нам свободу творчества – мы выбирали ткани, кружева, рисовали модели, придумывали вырезы и отделку, конечно же, прислушиваясь к ее советам. Удивительно, но эту первую сшитую самостоятельно на уроках труда «ночнушку» я так любила, что выносила в буквальном смысле «до дыр».
И в шитье, как и в домоводстве, Евгения Ивановна «не давала нам спуску» – требовала, чтобы все было идеально, мелочей быть не могло ни в чем. Мы учились тщательно отглаживать каждый шов, если что-то получалось криво, обязательно распарывали и переделывали.
А еще Евгения Ивановна никогда не ограничивала нас рамками школьной программы и, получив основные навыки, многие девочки приступали к шитью достаточно сложных вещей: блузок, юбок, брюк и даже пальто – ведь так хотелось носить модную и красивую одежду, тем более, если она сшита своими руками.
Еще помню такой случай: мы решили на перемене подкормить наших мальчишек, которые, выбежав на улицу, оказались у окна нашего кабинета. Прямо в открытое окно мы стали передавать им испеченные на уроке труда пирожки. Застав нас за этим занятием, Евгения Ивановна, к удивлению одноклассников, ругать нас не стала, а предложила накрыть на стол и пригласить мальчишек на чаепитие, что мы и сделали. Все были в полном восторге!
К величайшему сожалению Евгении Ивановны больше нет… Нет и того кабинета труда, да и сам предмет в школьной программе претерпел большие изменения и называется теперь по-современному: «Технология».
Я, как и многие мои одноклассницы, часто вспоминаю Евгению Ивановну и считаю огромным счастьем, что в моей школьной жизни был такой необыкновенный человек и замечательный учитель. Скажу честно: многое из того, что сейчас я могла бы назвать своим «стилем жизни», было привито Евгенией Ивановной в школе, на уроках труда.

Мамкина Наталия, выпуск 1986 года.

В школе № 597 я проучилась 10 лет – с 1976 по 1986 год. Несмотря на то, что это было очень давно, я хорошо помню школьные годы. И даже самый первый учебный день. Тогда стояла настоящая летняя погода, было очень тепло и никто не замерз на школьной линейке.
Низкий поклон и вечная память моей первой учительнице Кушнеровой Ольге Ивановне. Знания, заложенные этим человеком в начальной школе, сыграли огромную роль в моей дальнейшей отличной успеваемости.
Многие учителя, которые обучали меня в средних и старших классах, до сих пор работают в нашей школе. Дай Бог им здоровья! Я рада, что моя дочь тоже будет у них учиться.
Школьная жизнь была, безусловно, интересной и насыщенной. Мы ездили в трудовые лагеря, ходили в походы, посещали много выставок и музеев. И всегда с нами были наши любимые учителя. До сих пор помню, как учительница русского языка предложила нам быть утром первыми пассажирами метро, потом встретить рассвет на Поклонной горе. После этого нам надо было идти на уроки, но согласился весь класс, и никто не пожалел, что пришлось так рано вставать.

Матвеева Анна, выпуск 1983 года.

Я училась в школе № 597 с 7-го по 10-й класс, окончила школу в 1983 году. Я училась хорошо, но с поведением бывали проблемы. Мы, юные максималисты, самоутверждались в жизни и в обществе. Учителя нас, конечно, иногда ругали, но уважительно обращались на «Вы».
Очень хорошо помню своих учителей: Гнездилову Т.Н. (русский язык и литература), Ботневу Анну Григорьевну (история и обществознание), Аниськину Ирину Александровну (алгебра и геометрия), Федоринову Валентину Алексеевну (химия), Олеандр Галину Николаевну (английский язык). Помню молоденького географа Евгения Евгеньевича, который пришел к в школу сразу после института, был очень вежлив и даже стеснителен. Еще помню необыкновенно душевную директора школы Кочеткову Светлану Васильевну.
Учителя нас вырастили, выучили и воспитали. Большая часть наших выпускников успешно окончили ВУЗы.
Спасибо Вам, дорогие учителя, мы Вас помним и любим!

Михайлевская Юлия, выпуск 1990 года.

Это была единственная моя школа, в которой я училась с первого по 11 класс. Через месяц после начала учебы меня выбрали командиром класса. Я была чрезвычайно горда. И каков же был мой восторг, когда на смотре строя и песни мне, как командиру, позволили одеть гимнастерку и буденновку, а также подпоясаться настоящим армейским ремнем. С белыми колготками и черными лакированными туфлями это смотрелось торжественно и невероятно парадно. У меня был очень громкий голос. Я командовала отрядом с такой страстью!
Пошли пятерки. Я много думала об этом, потому что у меня сыновья. Один сейчас на первом курсе университета. Второй в первом классе. Первый был очень тяжелый – вернее, односторонний какой-то. Полиглот (4 языка, абсолютная грамотность) – и все. Все остальное – в минусе. Я так старалась его понять – ну что же сложного в этих школьных предметах? Так все просто, ясно, четко, последовательно – где же в его голове наступает хаос? И смотрели мы друг на друга – такие разные: я со своими воспоминаниями о легкости и удовольствии, которое доставляла учеба, и он – идущий по своему школьному пути скрипя, кряхтя и спотыкаясь. Я решала четыре варианта по математике на городских контрольных. Один свой – три для тех, кому Аниськина Ирина Александровна в эту минуту хотела помочь. Я помню ее, нашу прекрасную Ирину Александровну Аниськину, которая ставила меня в угол, потому что надо было меня чем-то занять. В углу около двери ползал таракан. Подозреваю, что один и тот же. Я его очень боялась. Один раз мой одноклассник Леша Гущенков сказал: «Противно, что ты так боишься». Я спросила: «Что противного?». – «Просто противно». И тогда я взяла таракана в руки и, подойдя к нему, разжала кулак. Так я преодолела свой жуткий страх. Но Ирина Александровна об этом не знала, поэтому ставила в тот же самый угол до восьмого класса.
Виктория Соломоновна Липлавская. Я знаю, она и сейчас работает в школе. Кстати, Виктория Соломоновна преподавала у нас совсем-совсем мало. В основном, на заменах. Но мне она очень нравилась. Ее культура. Стиль. Манеры. Такие люди – это лицо школы. Столь интеллигентный человек не будет работать в плохой школе.
Инна Львовна Трахтенгерц, моя дорогая… Я потеряла Вас. Мамка наша. Классный руководитель. Увы, я не по биологической линии. Не могла поддержать такого прекрасного человека профессионально. Но ценила ее взрослое отношение к себе. К нам. И ее чувство юмора. Помню ее очень-очень ярко: красноватые волосы, яркая помада, зеленое платье, черная подводка на глазах. Где Вы сейчас? Я слышала, уехали в Германию? Я ищу Вас!
Моя любовь. Мой восторг. Ирина Александровна Прокофьева. Русский и литература. Здесь произошла просто химия между ученицей и учителем. Односторонняя, конечно, без преувеличений. Думаю, что на меня произвела колоссальное впечатление ее эмоциональность. Девочкой я почувствовала близкую натуру. Я знаю, Ирина Александровна работает в другой школе. Она ушла еще при мне. После ее ухода русский и литература потеряли для меня ценность. Хотя в результате стали в какой-то степени моей профессией.
За что я благодарю мою школу? За то, что давала возможность развиваться в свободе и комфорте. За то, что отпускали с биологии и физкультуры, потому что три девочки с утра до ночи пели, и тем самым, окончив музыкальные школы, реализовывали те навыки, которые получили в результате адского восьмилетнего труда. За то, что хвалили, когда было за что. За то, что видели личностей в тех, кто ими, действительно, являлся. За то, что давали возможность искать себя.
И, наконец, золотая медаль. И красивое платье, купленное по случаю этой самой медали – в самом «Гименее»! А потом вручение этой самой медали в Мэрии Москвы. Мне лично вручал Марк Захаров, так как собиралась пойти по «той» части. Не получилось. Не сразу все получилось, несмотря на медаль и ощущение всемогущества. Не заходила в школу год после ее окончания. Искала себя. Думала. Пока не поступила в МГУ.
Как сложилась жизнь? Успешно. Дальше переходим в настоящее, поэтому надо стучать по дереву, чем и занимаюсь в этот момент. Журналист. Работала в «Известиях». Потом, когда появилось в стране понятие PR, на телевидении. Сейчас – свое маркетинговое агентство. Старший сын учится в Америке психологии и философии. Если бы 10 лет жизни прошли неправильно, не могло бы все хорошо сложиться. Где-то в чем-то был бы ощутим изъян. Не ощущаю. Благодарю. Обязательно приеду. Если пустят и вспомнят.

Овсянникова Марина, выпуск 2012 года.

Школа - это маленькая жизнь, дающая путевку в будущее. Она не только учит нас различным наукам, но и воспитывает личность.
Моя мама пришла в школу № 597 в 1976 году. Она с большой теплотой вспоминает своего классного руководителя Трахтенгерц Инну Львовну, которая дарила любовь своему классу. Они участвовали во всех школьных конкурсах, часто побеждали. Маме очень запомнилось одно выступление, когда была инсценировка военной песни «В землянке». Мама тогда играла на аккордеоне, а около нее горел искусственный костер, вокруг которого лежали одноклассники – солдаты.
С большой благодарностью мама вспоминает учителя английского языка Лихачеву Ирину Васильевну, заложившую прочную основу знаний, пригодившихся маме в будущем.
А 1 сентября 2000 года мама с папой привели в нашу школу меня. Из моей школьной жизни мне особенно запомнился мюзикл, который нам ставила учитель музыки Колесова Ирина Иссаевна. Она – классная!
В 2007 году в школу пришла учиться моя младшая сестра Настя. Ее классным руководителем стала Млечко Жанна Петровна, которую дети очень полюбили.
В нашей школе учились мы, как когда-то учились наши родители, возможно, будут учиться и наши дети. Как замечательно, что школа воспитывает и учит несколько поколений.

Оганесян Лариса, выпуск 1989 года.

Татьяна Борисовна Тараненко... Мои воспоминания кружат над нашей школой, переносясь в 9-й «А», на урок литературы, где впервые я увидела эту прекрасную женщину-учителя. Она была потрясающей во всем. Безукоризненно, "с иголочки" одета, красиво и модно причесана, а ее строгие руки были по-европейски ухожены. Но ключевым в ее облике были глаза... Глубокие, потрясающие глаза. Они блестели на каждом уроке, как на первом балу у Наташи Ростовой. И именно она, в далеком уже девятом «А», подарила мне бесценный подарок - вдохновение и настоящий, неподдельный интерес к литературе и истории жизни великих писателей и поэтов.
Невозможно было устраниться, "пересидеть" ее уроки. Они захлестывали с первой же фразы и уносили, как бурная река, за пределы школы и города в другой, еще непознанный и манящий мир.
Вся школа знала, что Татьяна Борисовна обожала Маяковского и Цветаеву. Когда приближалось их время в школьной программе, это был ее триумф, ее большой захватывающий спектакль. Так "рассказать" Маяковского могла только она. ..."Четыре, тяжелые, как всегда. Кесарю-кесарево, Богу-богово..." - сразу звучит у меня внутри. Любовная лирика Поэта, вынужденного жить в сложное, страшное, противоречивое время. Если бы не она, вспоминался бы мне какой-нибудь стишок про советский паспорт или про негра Вилли, замученного "классовым неравенством" в Гаване. Помните: ..." в Гаване все разграничено четко, у белых - доллары, у черных - нет..."? И на выпускном сочинении я бы написала, что Маяковский - поэт, воспевавший победу пролетариата. Но мы увидели беспомощного, огромного гения, заблудившегося во времени и эпохе.
Еще я помню, как она вела классы, когда приходило время Достоевского. Мне кажется, что осознать и почувствовать этого писателя можно по-настоящему лишь после тридцати. Но, как это ни странно, именно тогда, в девятом или десятом классе он мною был понят значительно лучше, чем сейчас.
Год спустя я проходила институтскую практику на теплоходе - мыла полы и стояла на вахте, гордо именуясь бортпроводником международного класса по маршруту Москва-Ленинград. И каждый раз, выходя в Ленинграде на промозглый речной вокзал, дыша его уникальным, одному ему присущим запахом, я обдумывала какое-нибудь произведение Достоевского. Вы понимаете, что это невероятно??? Музей Достоевского был в трех остановках серого ленинградского метро, я летела туда и бродила по пустым залам... Как нужно было вести уроки литературы, чтобы в возрасте восемнадцати лет я всерьез, в свой единственный выходной, шла в музей???
Прошло много времени с тех пор. Но я помню и люблю ее ничуть не меньше. Искренне жаль, что мои детки не могут сейчас учиться у нее. Спасибо Вам, дорогая Татьяна Борисовна. Вы были моим лучшим Учителем.

Сапфирова Наталия, выпуск 1989 года

В нашу школу я пришла в четвертом классе. И на первой же неделе сентября испытала настоящий культурный шок: я попала на урок музыки к Людмиле Тимофеевне Соколенко…
Не то чтобы в прежней школе у нас не было уроков музыки. Они были, причем регулярно. Раз в неделю нас загоняли в узкую, как пенал, пионерскую комнату, во всю длину которой стоял стол, а по бокам – стулья. Кое-как втиснувшись, мы ждали момента, когда наша низенькая, толстенькая учительница вместе с баяном взгромоздится на стол и спросит: «Ну - у, что споем?» Мы наперебой выкрикивали заказы - песенки из мультиков, которые тут же и «пели» - кто в лес, кто по дрова. И нам это нравилось!
А теперь я оказалась на настоящем уроке, где мои ровесники в десятилетнем возрасте слушали классическую музыку, определяли ее автора, давали ей характеристику, свободно используя в речи музыкальные термины, рассуждали о ее содержании… И, конечно, пели. Но не песенки из мультиков, а «Жаворонка» М.И. Глинки. И петь нас именно учили!
Я уже не говорю о кабинете: о специальных станках со ступеньками, образующих, как в театре, три ряда, на которых стояли единственные во всей школе мягкие стулья. О рояле и уютных, почти домашних шторах, сшитых собственноручно Людмилой Тимофеевной, о специальной доске с нотным станом и портретах композиторов без подписей – они не требовались. Великих композиторов знали в лицо.
Это был не просто кабинет, это был особый мир, где царила великолепная женщина с осанкой английской королевы и безупречным вкусом в одежде, артистичная, остроумная, способная быть строгой и ласковой одновременно.
Восторг и очарование смешивались во мне с ужасом: я же ничего не понимала! А отвечать – то как?! Целая четверть понадобилась, чтобы хоть немного догнать одноклассников. А чтобы влюбиться по уши, хватило первого урока.
Дальше – больше. Выяснилось, что Людмила Тимофеевна ведет занятия хора, и прийти туда может каждый желающий. В течение семи лет два раза в неделю – в понедельник и четверг – по полтора часа я получала свою порцию счастья. Наш хор был слаженным разновозрастным коллективом, где старшие присматривали за младшими в поездках на концерты и экскурсии. А ездили мы много. Не всякий классный руководитель так возится со своим классом, как занималась с хором Людмила Тимофеевна! Она не только учила нас петь на профессиональном уровне, благодаря чему мы побеждали на хоровых конкурсах и нас приглашали петь даже в Концертный зал им. П.И. Чайковского, но и занималась нашим образованием и воспитанием: возила нас в Клин - в дом-музей Петра Ильича Чайковского, в Третьяковку, где сама!!! проводила экскурсии. Причем рассказывала настолько интересно, что к нам в большом количестве пристраивались посторонние люди. А еще каждый год заказывала абонементы на концерты классической музыки, и мы ходили на них по воскресеньям. С тех пор у меня выработалась потребность брать на очередной сезон абонементы в Консерваторию, и теперь я приучаю к этому своих учеников.
С восьмого класса начались уроки мировой художественной культуры – МХК. Сейчас этот предмет есть в любой школе. А тогда нам просто невероятно повезло: Людмила Тимофеевна была в числе первых семи учителей города Москвы, внедрявших новый предмет в качестве эксперимента. Уроки МХК, знакомившие нас с шедеврами мировой живописи, скульптуры, музыки, литературы, шли на одном дыхании, как захватывающие спектакли, на которых мы смотрели во все глаза и слушали во все уши, часто не замечая и не желая звонка на перемену. Позже, оказавшись в Лондоне, я целенаправленно отправилась в Национальную галерею искать знакомые картины У. Хогарта, в Париже бродила полдня по музею Орсе, любуясь импрессионистами, а потом звонила и радостно сообщала об этом Людмиле Тимофеевне. И я такая была не одна!
Для меня Людмила Тимофеевна – эталон Учителя. Она подарила мне профессию и любовь к Искусству. А еще стала очень-очень дорогим для меня человеком, родственной душой. Мы часто общаемся, и я, как в детстве, не перестаю восхищаться ею.
P.S. Cовсем недавно, спустя 25 лет после выпуска, собрались мы, семь человек из хора, уговорили Людмилу Тимофеевну нам помочь и всего за три репетиции сумели вспомнить несколько песен и выступить на сцене родной школы. Вот оно, настоящее качество работы Учителя!

Спиридонов Никита, выпуск 2012 года.

Так сложилось в нашей семье, что папа Спиридонов Игорь и мама Новикова Ольга учились в школе № 597.
Папа (годы учебы с 1974 по 1978) с благодарностью вспоминает своих любимых учителей Тихоцкого Владимира Константиновича (физкультура) и Федотову Раису Андреевну (география).
Мама проучилась в школе все 10 классов (с 1977 по 1987 год) и с удовольствием рассказывает нам с братом, какие у нее были замечательные учителя: Юмашева Галина Петровна (классный руководитель, учитель математики), Масленникова Роза Васильевна (учитель физики). Еще мама вспоминает пионерскую организацию, как их торжественно принимали в пионеры в музее В.И.Ленина, выступления школьного хора, различные пионерские мероприятия, походы с классным руководителем, литературные прогулки с учителем литературы Тараненко Татьяной Борисовной.
Родители говорят, что в школе многое изменилось в лучшую сторону. Хотелось бы пожелать любимой школе дальнейших свершений и достижений.

Уколова Елена, выпуск 1985 года (8 кл.)

Школа № 597 – в нашей семье с ней очень много связано. А началось все в 1977 году, когда мне (Уколовой Лене) купили школьную форму, ранец, заплели две косички и с огромным букетом цветов всей семьей проводили в первый класс.
И начались для меня школьные годы. В нашей школе мы все очень сдружились: вместе проводили школьные вечера, ходили в походы, ездили на экскурсии. Так быстро и незаметно прошли восемь лет. Большинство ребят из нашего дружного 8 «А» разошлись по разным дорогам жизни, выбрав свой путь. Я пошла в педагогику и до сих пор занимаюсь воспитанием самых маленьких детишек в детском саду. В 2006 году я была удостоена звания «Лучший воспитатель детей раннего возраста города Москвы», в чем, несомненно, есть и заслуга нашей школы. Ведь учась в ней, я поняла, как это здорово: учить, любить и дарить тепло детям, помогать ребятам узнавать жизнь, открывать для себя наш интересный мир.
Но идет время, и вот уже моя старшая дочь Наташа так же как и я когда-то с огромным букетом цветов и с двумя косичками идет в первый класс. Ей очень повезло, ведь в самом начале своей школьной жизни она встретила замечательного педагога, свою первую учительницу Дзарданову Наталию Викторовну. Однажды моя дочь сильно и надолго заболела, ей пришлось пропустить много уроков. Наталия Викторовна тут же пришла на помощь – она приходила к нам, терпеливо объясняла Наташе новый материл, благодаря чему дочка не только не отстала от своих одноклассников, но и смогла закончить начальную школу на одни пятерки. Наталия Викторовна – действительно настоящий педагог и, как говорится, учитель «с большой буквы».
На смену своей старшей сестре в 2008 году порог той же школы, ставшей уже нашей семейной, переступила моя младшая дочка Настенька. Она попала в класс Ботневой Татьяны Викторовны. Татьяна Викторовна ищет подход к каждому ребенку, помогает понять, осознать, что такое школа, старается донести знания до каждого.
Огромное спасибо всему большому, дружному и высокопрофессиональному коллективу педагогов школы № 597. Спасибо за нас всех! И очень хочется верить, что и дети моих детей скажут когда-то: «Здравствуй, школа, школа 597!»